Яндекс.Метрика
ГлавнаяСтатьи → Жизнь взатяг. История корсета

Жизнь взатяг. История корсета

Бойтесь дам в корсетах! Да, эти женщины будоражат вашу кровь. Но с такой дамой у вас не будет настоящего счастья: женщины, носящие корсеты, не захотят иметь детей, чтобы не портить талию.

Наполеон Бонапарт

Есть ли второй такой же соблазнительный и истязающий предмет одежды? Он забирает у нас комфорт, но взамен дает неземную красоту и адскую привлекательность. Какой злой гений придумал корсеты? Кто осмелился столкнуть корсет с царственного трона и отобрать у него многовековую власть? Прежде чем покупать этот вероломный предмет, узнайте о нем все.

Полагать, будто корсеты были созданы исключительно для того, чтобы утолить жажду женщин стать красивей и стройнее, ошибочно. Статуи и фрески времен крито-микенской культуры наглядно демонстрируют не только то, что корсеты существовали уже 4,5 тысячи лет назад, но и то, что носили их и мужчины. Корсет использовался ими как средство защиты от вражеских мечей. Женщинам эти конструкции из кожи и металлических пластин придавали больше изящества и подчеркивали достоинства фигуры: они утягивали талию, приподнимая грудь и оставляя ее совершенно обнаженной. В таких корсетах было удобно заниматься спортом, они делали женскую фигуру соответствующей тогдашним представлениям о красоте.

В Европу корсет пришел как спутник воинского меча: во времена Крестовых походов рыцари использовали его как доспехи. Несколько позже корсет стал не защитой от оружия, но самим оружием, которое разило иногда сильнее и стремительнее любого копья. Первыми вооружились корсетами француженки. Они нарядились в скроенные по фигуре лифы со шнуровкой спереди. Эти корсеты не возбранялось не только носить поверх одежды, но и не зашнуровывать до конца, чтобы не скрывать красоту.

Во времена готики красоту скрыть все-таки пришлось. Церковь провозгласила женщину корнем всех бед и исчадием ада, поэтому дамам пришлось не просто спрятать свои прелести, но и сделать все для того, чтобы на них не осталось никакого намека. Особенно зверское устройство имели испанские корсеты. Они представляли собой сложную металлическую конструкцию, держащуюся на стальных болтах и предельно утягивающую фигуру. Чтобы козырять в таком одеянии требовалась недюжинная сила и выносливость. А все потому, что с легкой руки католической церкви испанский двор возвел в культ плоскую, лишенную округлостей фигуру.
Классический вариант корсета, какой известен всем нам, появился в Италии в XVI веке. Облегченный, сделанный из дерева, металлических вставок и китового уса и украшенный вышивкой и перьями, он уже гораздо больше походил на оружие красоты, а не Святой Инквизиции. С его помощью талия утягивалась на 40 сантиметров, становясь неестественно тонкой.

Екатерина Медичи — знаменитая французская королева и законодательница мод — любила все искусственное. Земная женская фигура казалось ей излишне прозаичной, и потому она ввела официальный стандарт обхвата талии — 33 сантиметра. Чтобы соответствовать подобным идеалам, было нужно, во-первых, изрядно потрудиться (чтобы затянуть корсет, требовалась пара сильных рук), а во-вторых, пожертвовать здоровьем. Часто корсет становился причиной смерти, так как при его ношении происходила чудовищная нагрузка на все внутренние органы, препятствующая кровоснабжению брюшной полости, что вызывало проблемы с пищеварением и воспроизводительной функцией.

В Россию корсеты привез Петр  I. Поступок этот очень соответствовал противоречивой натуре императора: будучи в Германии, Петру I довелось танцевать на балу с курфюстиной Софьей- Шарлоттой, он был неприятно поражен «костлявостью» станов немецких барышень. Возможно, именно поэтому раздосадованный царь учинил на этом же самом приеме настоящую разухабистую русскую пьянку (напоил европейцев «по-московски» до дна, хвастал мозолистыми руками, устроил фейерверк и признался, что больше всего в жизни любит плавать по морям), но корсеты в Россию привез и повелел пышнотелым русским дворянкам заточить себя в эти бесовские одёжи. В первое время на ассамблеях, по словам современников, русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, «затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною прическою, с длинными „шлепами“, или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть».

Конечно же, такое издевательство над милыми дамами не могло продолжаться бесконечно: корсеты способствовали высокой смертности даже среди молодых девушек, а большинство обмороков случалось по вине злосчастной вещицы. Просвещенный XVIII век стал временем не одной революции. Перевороты не прошли мимо моды. Ярый гуманист Жан-Жак Руссо не пожалел сил и времени и создал трактат под апокалипсическим названием «Вырождение человеческого рода под влиянием корсетов», снабженный трезвыми аргументами против противоестественного предмета одежды.

Так, в конце XVIII века, корсет ненадолго вышел из употребления. Дамы вздохнули свободно в пришедших на смену корсету античных ниспадающих платьях. Но надышаться им не дали. Франция, столица моды, не долго пользовалась благами Революции: монархия, поднявшая голову в начале XIX века, пышно отпраздновала свое триумфальное возвращение, вернув в гардеробы корсеты и прочие предметы роскоши.

Возвращение корсета в начале XIX века нельзя назвать блестящим. Он, скорее, заглянул на минутку, чтобы почти сразу же быть изгнанным. Мнение церковных и государственных особ уже не могло заглушить протесты докторов и просвещенной знати. Особенно рьяно пошли войной на корсет феминистки во главе со знаменитой французской писательницей Жорж Санд. «Женское тело создано, чтобы быть свободным», — провозгласили они, и корсеты почти исчезли из употребления.

XX век пришел под руку с окончательной эмансипацией. Женщины занялись спортом, почувствовали себя самодостаточными и сильными, ухищрения стали не нужны. Эту мысль с энтузиазмом поддержал легендарный дизайнер Поль Пуаре, законодатель мод и любитель эпатажа. Создав свободные платья, не требующие ношения корсетов, Пуаре, безусловно, сначала шокировал поборников традиций, но никто не смог устоять против соблазна сбросить оковы из китового уса, и через два года дамы облачились в одеяния, не стеснявшие движений.

Корсет стал пережитком, на много лет ушел из обихода, уступив место бюстгальтеру и мягкому поясу. Но полагать, будто в XX веке женщина окончательно избавилась от корсетного ига, ошибочно. Знаменитые дизайнеры, известные своим стремлением сделать женщину роскошным предметом интерьера — от Диора до Ив Сен Лорана — так и норовили одеть женщин в корсет. В 50-х годах с приходом стиля «new look» ношение корсетов из китового уса стало жизненной необходимостью дам высшего света.

Из массового употребления корсет исчез окончательно лишь в 60-х годах. Актуально стало не скрывать недостатки фигуры под корсетом, а бороться с ними. Корсет должен быть внутри! Диеты и фитнес вытеснили корсет, и все вздохнули спокойно. В том числе и киты.

Сегодня корсет все чаще и чаще мелькает на подиумах и голубых экранах. После триумфального выступления Кайли Миноуг в невероятно утягивающем корсете, после свадьбы Виктории и Дэвида Бэкхэмов, на которой невеста появилась в корсете, сделавшей ее талию всего 40 сантиметров в обхвате, после фильма База Лурмана «Мулен Руж» — женщины всего мира возжелали снова заточить себя в корсеты. В чем дело, почему этот смертоносный предмет так будоражит умы человечества вот уже несколько тысяч лет?

Главная привлекательность корсета в том, что он меняет магическое соотношение талии и бедер, которое для женщин составляет 7:10. «Этот силуэт сексуально привлекателен на первобытном уровне, — говорит британский зоолог Десмонд Моррис. — Он сигнализирует о способности выносить ребенка, не более того».